Русский Автомобиль (rusautomobile) wrote,
Русский Автомобиль
rusautomobile

Categories:

Первый снегоход в СССР

Речь пойдёт об истории, в которой вопросов пока больше, чем ответов.

В ближайшее время в книжной редакции За Рулём выходит книга (возможно, что уже и вышла) Ивана Ксенофонтова «Sled’ы на снегу». Это первая в России попытка написать историю снегоходов. В этой книге есть рассказы и про первые снегоходы СССР, в частности, разработки НАМИ.

НАМИ занялся этой темой в самом начале 1960 годов, и, надо сказать, у института к тому времени уже был опыт постройки «снежных машин» в виде аэросаней и полутракторных вездеходов на шасси Кегресса. Но то были специалоьные машины – для Армии и покорителей Севера. А к началу 60-х годов пришло время подумать и о нуждах народного хозяйства.

В упомянутой книге сказано, что заказчиком первых мотонарт было Министерство связи СССР. По другим данным, разработку инициировал ГосКомСевер. Так или иначе, но в 1961 году в НАМИ, ктотрый тогда был чем-то вроде опытно-экспериментального завода при МинАвтоПроме, начали проектировать снегоход НАМИ-095. Вот он:




На верхнем фото – прототип, на нижнем – серийный вариант.

Впрочем, говорить о серийности НАМИ-095 можно только с большой натяжкой. В НАМИ для испытаний изготовили, как пишет Ксенофонтов, 10 образцов. А после испытаний техдокументацию передали в Хабаровск, на завод Промсвязь, где в 1969 (либо в 1968-ом, тут есть разночтения) году начали выпуск НАМИ-095 под названием Амурец. Сколько там сделали машин – я не знаю, таких сведений найти не удалось. Но очевидно, что немного, в свободной продаже хабаровских снегоходов не было.

А теперь, как говорил голос за кадром, внимание на экран.



В 1963-65 годах в НАМИ проектировался ДРУГОЙ снегоход, и все его создатели были уверены, что проектируют его первыми в СССР. Об этом рассказал участник той работы, уже упоминаемый мной ранее Лев Самохин, работающий ныне на ЗИЛе. Это была его вторая работа в НАМИ (первый проект – модульное быстросъёмное пластиковое крыло для 21-ой Волги, как на Citroen DS-19). Самохин тогда занимался пластиковым кузовом снегохода – разрабатывал, выклеивал. В показанном выше НАМИ-шном прототипе бензобак располагался в переднем кожухе-капоте, над мотором, а в конструкции Самохина – под сиденьем.

К сожалению, в Лев Гергиевич за давностью лет уже не помнит подробностей того проекта, но он абсолютно уверен, что его конструкция была первой в НАМИ и в СССР. В производство эта разработка не пошла – и Амурец, и последующая за ним Лайка отличались компоновкой, они были более кургузыми и у них не было оригинальной фары, вписаной в переднюю кромку капота. Про Буран я вообще молчу, это другая история.

Интересно, сохранились ли другие свидетели этой истории.

























Tags: Нестандарты, Новая история
Subscribe

  • Ежедневный автомобильный журнал #28

    Исторический документ: перечень перспективных легковых моделей ЗиЛа из 1985 года – История ЛиАЗа-677. При чём тут Боярский? - График выхода новых…

  • Ежедневный автомобильный журнал #27

    Исторический документ: предписания по утилизации представительских автомобилей ЗиЛ – Петровский и Мерседесы – Рейтинг-тест Авторевю – Самолёты…

  • Ежедневный автомобильный журнал #25

    Артефакты из кабинета Юрия Ткаченко - Кабриолет ЗиС-110В – Новый сайт Клаксона – Откуда взялся электробус у Итэлмы? – Продаётся пикап RAF-331 etc.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Ежедневный автомобильный журнал #28

    Исторический документ: перечень перспективных легковых моделей ЗиЛа из 1985 года – История ЛиАЗа-677. При чём тут Боярский? - График выхода новых…

  • Ежедневный автомобильный журнал #27

    Исторический документ: предписания по утилизации представительских автомобилей ЗиЛ – Петровский и Мерседесы – Рейтинг-тест Авторевю – Самолёты…

  • Ежедневный автомобильный журнал #25

    Артефакты из кабинета Юрия Ткаченко - Кабриолет ЗиС-110В – Новый сайт Клаксона – Откуда взялся электробус у Итэлмы? – Продаётся пикап RAF-331 etc.…