?

Log in

No account? Create an account
ИЖ-14 - Русский Автомобиль
March 2nd, 2010
07:28 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
ИЖ-14



Зима начала 1997 года. Ижевск. ИЖ-14 стоит в бомбоубежище близ завода, которое временно исполняет обязанности хранилища фондов несуществующего музея Ижевского Автозавода. Заводу, надо признать, тогда было не до музея – конвейер больше стоял, чем работал, а «Орбиту» всё никак не могли запустить в серию, выпуская её по обходной технологии, буквально единицами. Зато меня принял сам Гродецкий, хозяин всего ИжМаша, в рамках которого тогда ещё находился автозавод…




Так вот, в бомбоубежище хранилось всё, что сохранилось на тот момент от двадцатисемилетней истории завода – опытные экземпляры автомобилей, мотоциклов, даже один трактор. И красивейшая Мазда, 1971 года. Модель, я конечно не запомнил…
ИЖ-14, ради которого я и приехал в Ижевск, оказался в плачевном состоянии. Колёса спущены, мотор не заводится и вообще некомплектен, руль едва крутится… Речи о поездке, разумеется, не идёт, его бы на улицу вытолкать, для фотосъёмки. Тоже проблема – колёса почти не держат воздух и даже вчетвером катить машину почти не получается, не едет. Каким-то сверхусилием вытащили её из закутка – и тут же ударили о столб, расколотив правую фару. Тормозов-то нет, а мы забыли…
Подогнали УАЗик, прицепили трос. УАЗик задом ме-е-едленно выполз из бомбоубежища, а мы машину страховали.

Снаружи валил снег. Именно валил – крупными сгустками, сочно. О нормальной съёмке можно было забыть. Равно как и о другой возможности оказаться здесь в этом же качестве: то, что нам разрешили вот так запросто выкатить забытый всеми ИЖ-14, было всамделишним чудом, которые, как правило, не повторяются и по заказу не организуются. Я плохо подготовился, как последний идиот приехал из Москвы с примитивным Зенитом, плохо работающей вспышкой и всего двумя моточками Кодака. Надо было снимать тем, что есть и в существующих условиях. История бы мне не простила зазря разбитую фару.

Выкатили. Кое-что отщёлкали. Подивились реакции окружающих: проходящие мимо мужики громко обсудили «достоинства новой Нивы, которую ребята снимают». Иж-14, даже в полуразрушенном состоянии явно не смотрелся гостем из далёкого прошлого! Ну, не хуже, чем Нива, во всяком случае, одновременно с которой он и проектировался. А ещё в те же годы АЗЛК возобновил старый проект 415/416, но уже под новым индексом – 2150. Эти три лёгких внедорожника и конкурировали между собой за право быть поставленными на конвейер. О том, чтобы производить все три модели (а они все вышли удачными для своего времени!), никто почему-то не думал, одну бы «пропихнуть» сквозь косность чиновников Минавтопрома….

А потом Иж-14 затолкали обратно в бомбоубежище. Казалось, навсегда, он был обречён там сгнить. 20 лет о нём никто не вспоминал, только навесное с двигателя потихоньку растаскивали! И я решился. Я поднялся в кабинет к «высшему руководству» и заявил: отдайте мне эту машину.

Сказать, что это было наглостью – это смягчить действительность. Это было… ну как чтение текстов Сорокина на могиле Неизвестного Солдата, в полночь, без штанов и под аккомпанемент балалайки. Очень авангардно это было. И они согласились.

И я опять всё просрал. Я договорился, разумеется, не о том, что машину мне подарят. Я хотел её восстановить. Сумма, кстати, выходила небольшая – около 30 тыс долларов, причём ИжМаш готов был помочь с агрегатами, благо они тогда все находились в производстве (мотор, коробка, мосты, электрика, часть оптики). Условия были таковы: я забираю машину в Москву, здесь её профессионально восстанавливают, сохраняя полную аутентичность, после чего мы распоряжаемся машиной всяк на свой лад: завод – выставляет на ежегодных выставках в Москве, а в другое время мы (наша газета) можем её выставлять в других местах. Я уехал в полной уверенности, что найду спонсора под это дело немедленно – но хрен там. Никому реликвия была не нужна.

В общем, с поиском денег я затянул, а когда сумма набралась, уже ИжМаш охладел к этой затее. Там сменилось кое-какое руководство и все договорённости утратили силу. Остались только вот эти плохие фотографии.

Спустя семь лет я вновь оказался в Ижевске. Настали новые времена, там уже хозяйничал СОК. Дежурно поговорив с Добындо, приступили ко второй части визита – демонстрации KIA Spectra – тогда на завод прибыли два экземпляра для изучения, ведь СОК лихорадочно выбирал, что ещё можно производить, кроме Орбиты/Оды. Интересно, что от посторонних глаз Спектры укрыли в том же самом бомбоубежище. Я всё пытался найти ту красавицу-Мазду, но мне сказали, что её кому-то продали, за смешные деньги (около тысячи долларов). ИЖ-14 там уже не было.

Оказалось, что СОК сам восстановил некоторые (не все)исторические машины и выставил из в импровизированном музее, прямо в главном корпусе, точнее, в одном из межкорпусных переходов. ИЖ перекрасили в белое, но, увы, реставрацию провели излишне смело, не очень соблюдая историческую правду. Подкорректировали оптику, салон вообще сделали иной… Но машина хотя-бы сохранилась, да.











































Tags: ,

(7 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:autobaza
Date:March 2nd, 2010 04:53 am (UTC)
(Link)
Спасибо. Весьма любопытно, а главное искренне, с чувством. Хотя при всем уважении к "реликвии", полагаю, что ИЖ заслужил свою печальную судьбу. Люди, собиравшие такие автомобили, не могли любить автомобили.
А Мазда, наверное, была RX3 или Космо. В 70-х красивых японок было мало.
http://www.rotaryengineillustrated.com/enginelist/Mazda_RX3.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2c/Mazda_cosmo_sport.jpg
[User Picture]
From:motopapa
Date:March 2nd, 2010 07:30 am (UTC)

нет повести печальнее...

(Link)
на свете...
[User Picture]
From:hmgarage
Date:March 2nd, 2010 07:37 am (UTC)
(Link)
Обалдеть! Это же, фактически полноприводная "Ока" :-) Он же немного меньше "Нивы", не так ли?
Колеса впечатлили - по рисунку очень похожи на нынешний BF Goodrich AT. Неужто наши такие шины тогда выпускали?
[User Picture]
From:rusautomobile
Date:March 2nd, 2010 08:25 am (UTC)
(Link)
Я не измерял, но вряд-ли он сильно меньше Нивы. Думаю, что не меньше. А колёса - обычные "нивовские", 16-дюймовые.
[User Picture]
From:hmgarage
Date:March 2nd, 2010 08:37 am (UTC)
(Link)
Хм, странно... Вроде на ВЛИ не очень похоже... Или я просто плохо помню, как они выглядят.
From:sorgon_74
Date:March 2nd, 2010 09:16 pm (UTC)
(Link)
Что то среднее между нивой и луазом.
[User Picture]
From:gousman
Date:March 14th, 2010 09:49 am (UTC)
(Link)
я некоторое время назад поговорил с непосредственными участниками-авторами этого и других ижевских проектов: Аверьяновым, Савельевым, Зориным. В плане достать архивы и как то системно выложить в сети, с комментариями, фотографиями, документами... Кажется, может получиться. Вот только времени пока нет.
А ИЖ-14 имеет прямое отношение к облику "НИВЫ", вернее наоборот.
Русский автомобиль Powered by LiveJournal.com