Русский Автомобиль (rusautomobile) wrote,
Русский Автомобиль
rusautomobile

Categories:

CitiGide и патенты

Полгода тому назад я написал новостную заметку в один из журналов, посвящённую фирме Apple. Речь там шла о подаче фирмой заявки на патент - навигационный сервис с построением маршрутов с учётом дорожных «пробок». Суть «изобретения», в целом, повторяла уже внедрённые в России «пробочные» сервисы от CityGuide и Навител: в навигационное ПО закладывается возможность отправлять на сервер данные о координатах и скорости передвижения пользователя. По статистическому анализу этой информации несложно составить карту «пробок», изменять её в реальном времени и транслировать обратно на пользовательские терминалы. Интрига в том, что новость появилась на сайте с настораживающим названием – Appleinsider. Инсайдерская, стало быть, информация.
В той заметке высказывалось предположение, что Apple рано или поздно прокомментирует ситуацию – патент будет либо получен, либо отклонён. Или не прокомментирует, если комментировать нечего и вся история суть не более чем фейк. Полгода, минувшие с тех пор, склоняют меня к последней версии, ибо от Apple не последовало на этот счёт ни звука, ни буковки. Зато «новость» ту напечатали сотни российских сайтов, как под копирку восторгаясь тем, что «Apple пытается запатентовать русские навигационные технологии». Чьи это технологии на самом деле – надо разбираться отдельно. Патентов на описанный принцип зарегистрировано по миру несколько десятков (!), они различаются лишь частностями. Да и эти различия часто введены в описания только для того, чтобы по формальным признакам обойти границы запатентованного ранее.



Занятно, что в англоязычном интернете «новости» от Appleinsider уделено существенно меньше внимания; ну да, обсуждали на форумах, не более. «Наши» же «мобильные обозреватели» проявили прямо-таки рвение в донесении этой сенсационной информации до читателей. Объясняется это просто: журналисты, особенно работающие в интернете, охотно перепечатывают пришедшие к ним по разным каналам пресс-релизы, иногда делая это дословно. По характерным речевым оборотам во множестве заметок легко предположить, что источником информации для всех служил один единственный пресс-релиз. К сожалению, фактор оперативности подачи материала часто перевешивает фактор осмысленности, а на взятие комментариев у экспертов или у главного фигуранта истории времени нет, коллеги могут опередить. Так порой и рождаются «сенсации». И процесс этот может быть управляемым! Ведь «закинуть» в рассылку нужную информацию совсем нетрудно. Даже ленты крупных информагентств порой сталкиваются с такой проблемой, что уж говорить о «независимых пиарщиках» на локальных рынках…

Я не утверждаю, что вышеприведённая «новость» была целенаправленно инициирована производителем навигационного ПО CityGuide. Но в соответствии с принципом «Cui prodest» (смотри, кому выгодно – лат.) такой возможности не исключаю. Во-первых, это отличный «информационный повод», ради такой пиаровской волны можно и на Appleinsider информацию закинуть. Во-вторых, есть причина ещё более существенная. Только что (и, кстати, по тем же каналам!) пришло сообщение о том, что питерское ООО «МИТ» (которое и производит CityGuide) «получило патент на способ определения оптимального маршрута движения с учетом актуальной дорожной информации». Фактически речь идёт о патентовании «пробочной» технологи, которой CityGuide пользуется с 2006 года. Почему не запатентовали сразу? Нет ответа.

Но вспомним, что в 2006 году у локального питерского игрока CityGuide прямых конкурентов не было, Яндекс и СМИлинк использовали другие принципы сбора информации. А в 2009 году - как прорвало: и Яндекс, и Навител, и PocketGIS взяли за основу «ситигайдовский» принцип и ввели его в своё ПО. Неудивительно, что CityGuide решил себя обезопасить патентом. От подачи заявки до получения собственно патента может пройти около года. А новость про Apple появилась в середине прошлого года, в июле. То есть уже в период рассмотрения заявки из Питера. Сдали нервы?

Уточню, что последний патент оформлен на самом деле не на ООО «МИТ», а на физическое лицо, Сабайдаша Андрея Валентиновича, работающего в этом ООО гендиректором. В связи с этим фраза из пресс-релиза, утверждающая, что «получение в начале 2010 года патента РФ юридически подтверждает приоритет ООО «МИТ» на использование ряда алгоритмов прокладки маршрута с учетом актуальной дорожной информации» не совсем корректна. Я, кстати, попросил предоставить текст описания «ряда алгоритмов», но мне мягко отказали, сославшись на то, что «МИТ» его публикацию не приветствует. Так что я пока только знаю, на кого оформлен патент и его данные: № 2377658, приоритет изобретения – 14 ноября 2008 года, зарегистрирован 27 декабря 2009.

Если отойти от конспирологии и посмотреть на ситуацию более простодушно, то предмет для гордости за соотечественников действительно есть. Если CityGuide действительно был пионером во внедрении, то не очень то и важно, какая дата стоит на патенте и как сформулирована заявка. Он и без этого останется в истории первым. Но если у автора идеи возникнет намерение предъявить претензии конкурентам, то патент здесь будет очень весомым аргументом. Насколько известно, ни Яндекс, ни Навител аналогичных контраргументов в ответ предъявить не могут. Работающие в Европе и США «пробочные» сервисы используют, в основном, централизованно собранные данные – от служб мониторинга. Передача тоже осуществляется по старинке – через RDS-TMC. Но появляются уже и интерактивные сервисы, аналогичные обсуждаемому. В США, например, это Inrix Traffic. Как там с патентами? Захочет ли CityGuide бороться за свои права в планетарном масштабе? Отчасти ответ даёт всё тот же пресс-релиз: в настоящее время производится патентный поиск с целью определения перечня других государств, в которых может быть зарегистрирован патент.

Тема эта повисла бы в воздухе набором вопросов, если бы CityGuide не решил заменить их жирным восклицательным знаком. Помните, что история началась с Apple? Так вот, CityGuide, одновременно с получением патента, объявил о начале бета-тестирования своей программы на Apple iPhone! Это тоже тренд, «айфоновские» версии сейчас стремятся сделать многие производители. Навител, например, анонсировал такую работу только что, в момент написания этих строк (1 февраля 2010). Так что, объявляя об открытом бета-тестировании (принять участие может любой желающий), CityGuide опять пытается обойти конкурентов, которые «айфоновские» версии проанонсировали, но реально пока не запустили. Судя по заявке, ПО CityGuide для iPhone будет поддерживать интерактивные «пробки», ежедневно (sic!) автоматически обновлять карты по GPRS, предупреждать о камерах ГИБДД и опасных участках дорог. Навител заявляет всё то же самое (кроме ежедневных обновлений) плюс поддержку работы с треками, интерактивный сервис
Навител.SMS, 3D-модели архитектурных зданий и трехмерные дорожные развязки, возможность бесплатно подгружать неофициальные (любительские) карты любого города или страны и, конечно же, «многое другое». Так что обозначается конкуренция ещё в одном навигационном сегменте. Помогут ли тут патенты?


Tags: Сюжеты
Subscribe

  • Прощай, Nissan!

    Смотрю план производства Иж-Авто на 2017 год. Нисанов нет. Зато есть Веста-универсал и Веста Кросс. Подробности позже.

  • Ниссан в Ижевске

    Nissan Tiida с производства снята окончательно и бесповоротно. Не покупают у нас хэтчбеки. Nissan Sentra будут делать до конца года, а потом,…

  • В Ижевске пожар

    На Иж-Авто горит покрасочный цех. Михаил Рябов из Тольятти срочно поехал в Ижевск. Подробностей пока не знаю.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments