rusautomobile

Categories:

ЕАЖ-Weekend #1

Будущее ТагАЗа: взгляд через десятилетие

ЕАЖ-Weekend это, как понятно из названия, выпуск выходного дня. Такие записки должны, по замыслу автора, посвящаться одной теме из недавнего прошлого. Пока это проба пера, посмотрим, куда вырулит затея. Сегодня – ТагАЗ.

В 2010 году Таганрогский автозавод начало нехило лихорадить: Парамонов сумел разосраться с главным своим контрагентом, фирмой Hyundai. Банальные неплатежи дополнились какими-то упрёками в ненадлежащем качестве (в частности, проблемы были с моторами, поставляемыми из Китая), в итоге Михаил Юрьевич встал в позу и приказал своим заместителям заместить. То есть попытаться как-то обойтись без модели Hyundai Accent, которая тогда делала кассу ТагАЗу. А заодно без Сонаты и Санта Фе. Внедорожники от Daewoo покупались в мизерных количествах, время Тайгера уже прошло, а время обновлённого Муссо так и не наступило. И пошла череда попыток локализовать в Таганроге китайцев. Более-менее получилось с Chery, чья модель Tiggo продавалась под брендом Vortex. Но и с Chery Парамонов сумел испортить отношения: просто не платил по контрактам. А потом случился скандал с моделью С100 Вега и дела завода пошли совсем наперекосяк.

В 2010 году на заводе началась натурально лихорадка: начали организовывать новые юбрлица и в спешке переводить сотрудников с одного на другое. Это на случай банкротства конкретных ООО и ЗАО. Там же не только с поставщиками, там и с налоговиками война была на уничтожение. Руководство (тоже постоянно меняющееся) даже присматривало для завода альтернативные сборочные площадки, последней из которых стал комбинат детского питания в Азове.

С Hyundai отношения довольно быстро восстановили – корейцам нужен был объём, чтобы вписаться в условия промсборки. И передышка в полтора года, до запуска собственного завода в Питере. Так что было понятно, что Hyundai на ТагАЗе больше не жилец.

Я пишу по памяти, не проверяя, ибо тогда много времени уделял в своих заметках ТагАЗу. Они это заметили, но отнеслись к моим наездам неожиданно великодушно.

Несколькими годами позже коммерческий директор ТагАЗа расскажет мне такую историю, выпукло характеризующую Парамонова:

- Сижу, считаю деньги. Вдруг звонок от Миши: типа, я сейчас в аэропорту, лечу в Англию. Там продаётся TVR, хочу купить. Я не понял сначала: машину TVR хочешь купить? Зачем, её в России невозможно нормально обслужить. Не, отвечает Парамонов, фирму TVR. Я его еле отговорил, объяснив, что это мёртвый актив, который владелец (тогда им был сын беглого банкира Смоленского Николай) бросил, наигравшись.

Вот такие у Михаила Юрьевича тогда были понятия о целесообразности. Он, когда передал управление заводом команде Ряднова, поставил простейшее условие: делайте, что хотите, только мне с каждой машины отгружайте штуку баксов. Деньги тогда Парамонову, как рассказывают, носили в обычных полиэтиленовых пакетах, которые в Ростове называют «кульками».

Какими только прожектами не фонтанировал Парамонов вместо того, чтобы системно улаживать конфликты и восстановить производство рентабельных моделей. Хотел строить заводы в Северной Осетии и Бангладеш (sic!), обещал наладить сборку новой модели в Китае. Аквиллы тогда ещё не было, поэтому все планы крутились вокруг одной стратегии: набрать побольше китайского неликвида, локализовать, заработать денег и сделать собственный автомобиль. Каким может быть собственный автомобиль – показали как раз в 2010 году, на московском автосалоне. Там выставили четыре макета - B100, D100, CH105, Q100, претендовавшие на «оригинальные разработки». Интереснее всего смотрелся хэтчбек Q100, но, в целом, то были безликие и бессмысленные поделки, в которые, уверен, не верили сами тагазовцы. Есть и фото снизу, показывающее уровень инженерной проработки. Это были просто макеты на каркасах из труб и ДСП. Автомобилями там не пахло.

Параллельно стояли Chery Amulet? Estina и Daewoo Magnus и один маленький седан, обводами выдающий Chery QQ 6. Вот они, на фотографиях ниже, переименованные в Вортексы. 

Показали и пикап на базе Муссо.

На странной пресс-конференции Геннадий Ряднов пытался сохранять невозмутимость, но вопросы сыпались совсем острые. Как раз накануне автосалона более-менее был урегулирован вопрос с долгом Сбербанку (подписали соглашение о реструктуризации) и тихой сапой возобновили сборку Hyundai. Но ни одной системной проблемы это не решало, будущего у завода не просматривалось. Тем более в представленных автомобилях.

У меня сохранилась аудиозапись той пресс-конференции, вот её кусочек. Голос вопрошающего многие узнают, это Володя Мельников из Авторевю.

В рассказанном нет никакой морали, это просто зарисовка из 2010 года.

О журнале: https://clck.ru/Ewf4e

Ежедневный автомобильный журнал © 2021 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded