Русский Автомобиль (rusautomobile) wrote,
Русский Автомобиль
rusautomobile

Электричество смотрит нам вслед? (начало)

(пост вышел слишком большим, движок ЖЖ отказывается публиковать его полностью. Пришлось разбить на две части)

Они, конечно, авантюристы, эти Ксавьер и Антонин. Пришли в Citroёn и запросто сказали: мы тут, типа, хотим поехать в кругосветное путешествие на вашей машине, на Citroёn C-Zero, вам же нравится эта идея, да? Тогда так: мы ставим рекорд для книги Гиннеса (первая кругосветка на электромобиле), а вы нам обеспечиваете техподдержку и прочие необходимости.

Вы будете смеяться, но Citroёn повёлся! Ксавьер договорился на спонсорство с энергетической компанией, где работал консультантом, Citroёn подготовил машину и тоже привлёк кое-каких соинвесторов-рекламодателей… В общем, в феврале они стартовали из Страсбурга в сторону Атлантики. Пересекли США, Японию, Сингапур, Индокитай (Вьетнам, Лаос и Тайланд), Китай, Казахстан. 23 августа они были в Челябинске, первом российском городе на своём кругосветном маршруте. Там мы и встретились.

Мы с Мишей Балберовым из МК-Мобиля прилетели даже немного раньше и взяли у местного дилера раскрашенный в цвета экспедиции новенький Berlingo, машину сопровождения французов по российской территории. Поскольку на следующий день к нам должен был присоединиться ещё один журналист, то места в C-Zero на всех не хватало, да даже и четырьмя мужиками перегружать маленькую электрическую машинку никому не хотелось. Короче, две машины, бензиновая и электрическая.

День с Мишей провели в хлопотах, успев побывать на заводе бульдозеров ДСТ (я совершенно случайно познакомился с его владельцем в самолёте – Женя оказался отличным парнем) и в музее ЧТЗ, о чём, конечно, расскажу отдельно. Ближе к вечеру авантюристы-кругосветчики добрались до отеля, где мы, собственно говоря, и познакомились.

По Челябинску французов взялся сопровождать директор местного филиала РАТа – одного из спонсоров пробега, огромный, почти двухметровый Костя. Естественно, пошли поужинать за знакомство. Очаровательные ребята: лузгали семечки, дули пиво, за обе щёки наворачивали украинское сало.

- And now russian cocktail! – торжественно объявил Костя и заказал три по пятьдесят на каждого и ещё по кружке нефильтрованного Паулайнера.

В общем, Костя научил французов запивать водку пивом, заедая всё это квашеной капустой и огурчиками. Не скажу, что они были в восторге, но на ногах держались и тыкали пальцами в свои айфоны, показывая то Сан-Франциско, то Токио, то Астану.

Это Ксавьер показывает аудиенцию у одного тайского монаха, который благословил их машину оригинальным буддистским способом – вымазал пальцы мелом и провёл пятернёй по обшивке потолка:

Я всё время пытался встрять: как машина устроена, какие там аккумуляторы, какое охлаждение…

- Серёга! – не выдержал Костя, - Ты расслабься, а? Они ни хера не понимают в технике, Антонин вообще права получил только перед поездкой. Ещё по пятьдесят?

Утром французы встали позже всех, выкатились из дверей отеля помятые и с больными головами. Антонин ещё ничего, но Ксавьер, которого Костя и Миша соблазнили ночью «сходить ещё по пивку», вообще выглядел бледной тенью. Он не хотел за руль, он не хотел вообще никуда, он хотел только анальгина и подушку. Но нас уже ждали у местного дилера Ситроена. Торжественный приём, хлеб-соль, все дела.

Когда в Москве в представительстве Ситроена мы обсуждали наше участие в пробеге, то были поставлены перед фактом: нам даётся полная свобода на семисоткилометровом участке от Челябинска до Набережных Челнов, можно как угодно меняться функциями, договариваясь, кто за каким рулём сидит, можем менять маршрут, но так, чтобы в нужный день французы всё-таки были в Набережных Челнах. И – полное самообеспечение, нам даётся 80 000 рублей на четыре дня, на эти деньги мы живём, кормим себя и авантюристов, заправляем Берлинго и т.д. Маршрут у французов вчерне уже был составлен, и делал это, видимо, человек, мало знакомый с нашей реальностью: точками ночёвки были обозначены какие-то совсем захолустные посёлки, в которых не то, что отеля – сеновала свободного могло не оказаться. Вчитайтесь в эти поэтичные топонимы: Чебаркуль, Большая Запань, Старое Байсарово… В общем, тайга, медведи, самовары на дровах. А нам, между прочим, ещё электромобиль подзаряжать. Поэтому мы сразу изменили маршрут, перепроложив его через Сатку и Уфу, где интернет обещал относительно комфортабельное благоустройство. Взаимоотношения с Яндексом взял на себя третий журналист, Данила, прилетевший утром, благо у него был минипланшет с «безлимиткой».

На выезде из Челябинска за руль «электрички» сел местный журналист Артём, он хотел проехать километров 40-50, а потом вернуться домой своим ходом. Мы, соответственно, поплелись следом. Именно поплелись: быстрее 50 км/ч Артём не разгонялся, видимо, авантюристы задавили его авторитетными рекомендациями. Мне эта игра в экоралли надоела довольно быстро, и, поравнявшись с C-Zero, я крикнул им в окошко: ребята, не могу больше, поеду вперёд, нужен буду – звоните. И мы поехали в нормальном темпе к точке встречи, где-то в районе ответвления М-5 на пресловутый Чебаркуль.

Артём, вылезая из C-Zero, сказал, усмехнувшись:

- Ребята, я вам не завидую.

И уехал на другой машине обратно в Челябинск, оставив нас подзаряжаться на АЗС. Да, автозаправки были главными пунктами подзарядок, благо, их много вдоль трассы и люди там работают сочувствующие к путешественникам.

Подзаряжаться нужно было, по мнению Ксавьера, часов пять-шесть. Так что мы оставили авантюристов за этим скорбным занятием, а сами сгоняли в Миасс, благо, недалеко.

Миасс - классный город, патриархально-лубочный, совсем домашний. Разве что девки краснощёкие в кокошниках по улицам не разгуливают да домашние калачи с чаем бабушки не предлагают. Погуляли немного, сфотографировались возле автозавода, купили магнитики на холодильник.

Заехали на берег местного озера, сделали несколько кадров с Берлинго (о нём тоже будет отдельный рассказ).

После подзарядки двинули на Сатку, расположенную от Челябинска в 190 км. За руль «электрички» пересел Миша, человек спокойный до невозмутимости. Его не смутила необходимость передвигаться по-черепашьи, как не смущала и моя агрессивная езда на Берлинго (в отличие от Данилы, который сначала мягко, а потом всё резче стал требовать «помедленнее»).

Сатка, ребята – это особенное место. Городок находится под протекторатом местного авторитетного предпринимателя Юрия Китова, де-факто приватизировавшего эту землю, заповедник Зюраткуль.

Он много понастроил там курортных местечек, гостиниц и прочих мест отдыха, придав им вид, соответствующий представлениям людей его круга о прекрасном. Большей эклектики, чем в Сатке, встретить трудно: здание гостиницы, например – это чудовищная помесь модерна с классицизмом, а внутри – ну чистый «совок». Горячей воды в номере не оказалось (потом, когда я вылез из-под холодного душа, она появилась, конечно), полотенце только одно, маленькое (ибо не фига!), а в ресторане на первом этаже до полуночи играли свадьбу «под шансон». Но главное, Китов оказался большим поклонником эстетики развитого социализма и понаставил повсюду в городке артефактов ушедшей эпохи: танки, пушки, самоходки, бюсты Ленина.

А во дворе вотчины-гостиницы вообще организовал персональный автомобильный минимузей.

Про Виллис, поставленный на легкосплавные колёса, я уже писал, но у Китова оказалось ещё несколько машин, в разной степени гниения.

Подзарядились мы в эту ночь, просто выбросив удлинитель из окна номера, со второго этажа. Причём машину долго не могли разместить в очень просторном дворе, как ни поставишь, охраннику всё не нравится: вот тут барин выезжает, вот тут он проезжает, вы мешать барину будете…

А наутро среди всего этого великолепия устроили фотосессию.

Теперь за рулём C-Zero я, Миша мне ассистирует, а сзади – Ксавьер, уткнувшийся в свой айфон. До Уфы 260 км, на минуточку, а «электричка» наша при полном заряде проезжает в самом траурном темпе где-то 130. Значит, остановка неизбежна, как мировая революция (это мне сталинско-ленинскими причудами г-на Китова навеяло). И неизбежно следование самым строгим рекомендациям французов по сохранению энергии. Что ж, даже интересно, как быстро получится перестроиться.

Перед глазами - три основных прибора: показатель уровня заряда, спидометр с эконометром и счётчик потенциально возможного пробега. Скорость – не выше 60, на спусках используем рекуперацию. Поехали.

Знаете, на такой скорости C-Zero мало чем отличается от бензинового автомобиля с автоматической коробкой передач, катишь себе и катишь. Довольно быстро привыкаешь согласовывать «дросселирование» (назовём это так) с положением стрелки эконометра и оставшимся километражом. Поиграть в энергоэффективность даже интересно, тем более, что у нас был навигатор, на котором высвечивалось расстояние до точки заряда. Выходило где-то 120 км по той же М-5.

Но засада в том, что дорога там отнюдь не равнинная, а изобилующая спусками-подъёмами (Урал, как-никак). Тут на счету оказывается каждый джоуль, каждый электроничик. В общем, мне предстояло доехать до посёлка Сим в максимально экономном режиме. А то…

А что, собственно? Берлинго у нас был (хотя, конечно, Данила с Антонином умотали далеко вперёд), так что в случае чего можно было вызвать их для буксировки. Но сама мысль об этом во французские головы как-то не укладывалась: до сего времени они ни разу (повторюсь: ни разу!) не встали на шоссе, израсходовав всю энергию, их ни разу никто не буксировал и не подзаряжал в аварийном режиме, прямо на дороге. Ребята всегда, на протяжении 23 тысяч планетарных километров, предпочитали перестраховываться и подзарядиться немного раньше, чем нужно, километров за 20-25 до потенциального исчерпания энергии батарей. Перегонов, длиной 120 км по горам у них ещё не было.

Еду максимально аккуратно, постоянно сопоставляя показания навигатора с цифрами возможного пробега. Как только выехали из Сатки, цифры уровнялись и началась борьба за киловатт-часы. Тут не до проявления темперамента, успевай следить за приборами, ни в коем случае не выводя стрелку эконометра даже к границе зелёной зоны, иначе прогноз на оставшийся пробег резко становится негативным. В общем, километров через 20-30 C-Zero невозмутимо объявил, что до Сима мы не доедем. «Ну-ну» – подумалось, «не говори «пиздец» пока не остановился».

Начало приходить ощущение машины. Знаете, как бывает: садишься за руль, едешь, всё клёво, но как оно едет, можно отследить только глазами. C-Zero же не до конца обделён обратной связью, связью, устанавливаемой с машиной на подсознательно-невербальном уровне. По характеру замедления при отпускании педали «газа», по выбегу, по напряжению в спине – можно, можно почувствовать характер этого Ситроенчика и сделать более-менее правильные выводы. В соответствии с которыми и скорректировать свои действия.

Значит, у нас главная задача – выйти хотя-бы «в нули» (когда расстояние до Сима станет равным потенциальному пробегу). Если не останавливаться, то вариант один – использовать рекуперацию. А это – целое искусство. Сперва я полностью отпускал «газ» на спусках, замедляя машину до 15-20 км/ч, радостно глядя, как стрелка эконометра ложится влево, показывая максимальный рекуперативный заряд. Но буквально через несколько секунд такого движения стрелка уже поднималась вверх, к границе режима рекуперации. Это означало: кинетическая энергия, запасённая перед спуском, исчерпалась, а торможение двигателем происходит столь эффективно, что машина готова остановиться даже при движении под уклон. И ещё: как бы совершенна не была электроника C-Zero, но она всё равно работает в некоем диапазоне условностей и показывает далеко не абсолютные значения запасённой и растраченной энергии. Вот машина, кряхтя, катится под горку на рекуперации, скорость – 10 км/ч, а эконометр заряда почти уже не показывает. Что делать – катиться дальше, ссылаясь на неабсолютность показаний приборов или, напротив, чуть прижать педальку, выйдя в расход, но увеличив скорость спуска до хоть немного приемлемой?

Пробую так, пробую эдак, постоянно следя за дисплеями. Дорога как специально подобрана для тренировок – ни одного сколь-нибудь ровного участка, всё подъёмы да спуски, спуски да подъёмы. Через какое-то время уже начинаю вычислять: ага, спуск примерно километр, уклон – процентов пятнадцать. За ним такой же подъём. Если сейчас тошнить, отпустив педали, то не факт, что много запасём энергии, но времени при такой тактике истратим немеряно, и не то, что в Уфу, в Сим до вечера не попадём. Пробую иной вариант: перед самым спуском, метров за 300, поехать активнее, примерно 65-70 км/ч (глаза француза округляются), влететь под горку и дальше набирать скорость на «нейтрали», когда стрелка эконометра балансирует между зарядом и разрядом. Довести скорость до сотни (глаза француза вылезают из орбит и доносится хриплое «рlus lentement») – и резко бросить педаль «газа». Машину бросит в рекуперацию, но, как мы помним, ненадолго. Так вот, надо поймать момент выхода из активной рекуперации – и тут ещё раз надавить на педальку, теперь уже для того, чтобы влететь на подъём с хорошим запасом. На каждом подъёме, скажу вам, мы поначалу теряли 2-3 потенциальных километра, а когда вышеописанная тактика заработала, то баланс получился таков: к концу спуска мы отыгрывали 2-3 километра, а к концу следующего подъёма теряли не более километра. То есть оказывались в выигрыше. И километров через 30 данные навигатора и бортового «предсказателя» вновь уравнялись, а потом мы сделали и приличный (где-то 7-8 км) запас. Увы, ближе к Симу опять растеряли весь профит, там подъёмы были крутыми и длинными, никак не хватало разбега.

Есть ещё одна статья энергорасхода – вежливость, будь она неладна. Как я уже говорил, средняя скорость наша была примерно 45-50 км/ч, можете представить неловкость водителя, собирающего за собой колонны дальнобойщиков. Отдадим должное профессионалам: они чрезвычайно редко дудели и мигали, призывая ехать побыстрее, но я сам уходил на обочину, где только можно. А обочина – это дополнительное сопротивление качению, и немаленькое. Значит, дополнительный расход. Думаю, что по обочине я в тот день проехал не меньше, чем по асфальту… Приятно, когда задний водитель всё понимает и старается обогнать побыстрее, чтобы я мог вернуться на дорогу. Ещё приятнее, когда он мигнёт «аварийкой» в знак признательности. Но бывали жлобы, которые демонстративно ехали параллельно (я по обочине, он по асфальту), открывали окно и назидательно говорили, пальцем тыча в разметку: «Слышь, мудак, дорога – тут!». То есть, они не только не понимали, что я их пропускаю, но и на свой манер обучали азбуке ПДД!

Кстати: я мог бы включить аварийку – и гори оно всё огнём, еду свои «пятьдесят», больше не могу. Но «аварийка» - это, опять же, расход электричества. Плюс само ощущение, что кому-то мешаешь, выводит из равновесия похлеще пессимистических прогнозов бортовой электроники C-Zero. А вот Данила на следующий день не комплексовал: ехал, как мог – и ну их всех не фиг, кому надо, обгонят.

Окончание здесь
Tags: Сюжеты

• Nissan X-Trail на ЗиЛе

Теперь это уже исторические фотографии. Лето 2015 года, новый на тот момент Nissan X-Trail. Дай, думаю, поснимаю его на ЗиЛе! Тогда завод сносили…

• ГАЗель с подушками

Когда я вчера делал заметку про ГАЗель с подушками безопасности (…

• Пляски вокруг СПИКа

Есть подозрение, что СПИК Автотору на хер не упёрся. Он больше нужен Минпромторгу и - шире - государству, так как льготы по СПИК могут быть меньше…