?

Log in

No account? Create an account
Ё-мобиль: история создания прототипов - Русский Автомобиль
April 15th, 2012
09:26 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Ё-мобиль: история создания прототипов




Полтора года минуло с тех пор, как нам показали Ё-мобиль. За это время у «ёшников» начал строится завод под Питером, состоялось выступление во Франкфурте с умопомрачительным концепт-каром, построился прототип для ралли-рейдов и даже принял участие в нескольких гонках. Ещё и Путину показали машину. То есть, жизнь бьёт ключом, регулярность поступления новостей не даёт публике расслабиться.

Только вот новости становятся всё более отдалёнными от собственно проекта производства гибридомобиля. Нам показывают деятельность, мало связанную с первоначальным замыслом – дешёвым «народным» автомобилем. Сделаю небольшую реминисценцию, напомню провозглашённую суть этого первоначального замысла: в мае 2012 года показать серийные образцы журналистам, летом запустить завод и в сентябре 2012 года начать продажи. Машина с композитным кузовом массой 650 кг должна быть оборудована роторно-лопастным двигателем, работающим на метане и стоить 400 000 руб. Нам обещали, что серийные автомобили будут практическими копиями представленных прототипов, изменения могут быть только в мелочах. И что сделаны они будут исключительно силами российских инженеров и из отечественных комплектующих.

Увы, от этих планов осталось не так уж много. То, что называлось «купе», трансформировалось в пятидверный Ё-кроссовер. С РЛД, очевидно, ничего не выходит и о нём как о базовом серийном моторе уже не говорят. В октябре минувшего года Ё-мобиль внезапно-ожидаемо «потяжелел» до 1100 кг (почти в два раза!), ещё раньше он подорожал с первоначальных 10 000 до 14 000 евро. Уже ясно, что и сроки сдвигаются, теперь «ёшники» говорят о начале продаж лишь весной 2013 года.

В принципе, ничего страшного. Проекты и куда меньшего масштаба постоянно корректируются, дорабатываются, уточняются. И к «ёшникам» у публики нет особых претензий – проект живёт, а всё живое подвержено изменениям. И было бы всё совсем понятно и здорово, если бы некоторые представители компании Ё-авто не врали в эфирах и на страницах СМИ, если бы нашли в себе мужество чуть пригасить самоуверенность и признаться: да, друзья, кое-где мы облажались, да наши ранние идеи не совсем реальны, да, мы работаем. Вместо этого - командорская поступь Андрея Бирюкова по форумам и конференциям, где он на голубом глазу продолжает повторять заученные фразы, правдоподобность которых была уже опровергнута стократно. Думаю, лично Бирюков сделал для дискредитации проекта не меньше, чем для его развития. Амбивалентная личность, что и говорить!

Но я сейчас не собираюсь выстраивать очередную цепочку прогнозов, нет. Я просто хочу напомнить о том, что примерно в эти дни проекту Ё-мобиль исполняется два года. Именно в апреле 2010-го началась работа по постройке трёх знаменитых прототипов. Вот как это тогда происходило.



Автор облика Ё-мобилей – молодой дизайнер Андрей Трофимчук, известный в интернете как Simeonych. Его высказывания легко найти, например, в форумах портала cardesign.ru, где, кстати, есть специальная ветка по Ё и где Трофимчук – завсегдатай.

Увы, я лично с Андреем не знаком, но знаком с множеством других людей, работавших с ним. Собственно, всё, что будет изложено ниже суть обобщённый портрет явления, написанный со слов этих людей, людей, работавших над постройкой Ё-мобилей непосредственно, своими руками, у которых Трофимчук и Бирюков были заказчиками. Да, прототипы Ё-мобилей строились не самими «ёшниками», это делали в Москве, по аутсорсингу, сторонними фирмами.

Первоначально «ёшники» (тогда – Яровит Моторс) планировали сделать автомобиль-такси Эко, помните, такой весь однообъёмный, показанный нам летом 2010-го на чёрно-белых скетчах? Эту штуки хотели «пропихнуть» как транспорт для Олимпиады в Сочи-2014 и под это дело получить финансирование. Проектом сумели заинтересовать Прохорова, Сочи-2014 из идеологемы быстро испарилось и всё трансформировалось в «городской автомобиль».

Трофимчук нарисовал множество скетчей и из этой массы постепенно начал проявляться рабочий проект. 3D-моделирование выполнил Виктор Пунтус.



















Дальше решили работать с ателье Карди Сергея Алышева. У меня есть копия первого соглашения между фирмами:





Обратите внимание, там не фигурирует Трофимчук как человек, принимающий работу. Дело в том, что (по некоторым сведениям) он юридически вообще не имел отношения к Яровиту! Хотя руководил процессом (дистанционно) и постоянно вносил изменения. Право окончательной подписи было за Бирюковым, но тот «разговаривал» почти исключительно через Трофимчука. Эта уловка впоследствии причинила много головной боли исполнителям, а Яровиту позволила сэкономить немало средств.

Первоначально в Карди планировали сделать все три машины, но потом по каким-то причинам решили передать постройку купе почти родственной фирме РАД (Русский Автомобильный Дизайн). Видимо, Алышев реально оценил объём работ и понял, что сделать три машины в короткий срок в Карди не успеют.

Начали, естественно, с посадочного макета работа над которым началась 19 апреля и продолжалась до конца мая. На макете проявились множественные несоответствия проекта ГОСТам – по обзорности, посадке и пр. Тут-то ребята и столкнулись с концептуальным противоречием: изменять проект нельзя, но нельзя его и не изменять. Так что доработки начались сразу и продолжались до дня сдачи работы.

В Карди на стене висели эскизы Трофимчука, которые постоянно корректировались. Полноразмерного пластилинового макета не делали вовсе (говорят, было несколько маленьких макетов, но их мало кто видел). По 3D-моделям фрезеровались деревяшки, по ним выклеивался стеклопластик. К 15 августа Яровит должен был прислать алюминиевую раму, но не прислал (её привезли только к декабрю, и не алюминиевую, а обычную стальную), поэтому Алышев сварил промежуточную стальную раму, чтоб работа не стояла. Потом, когда минчане прислали свою раму, переставили весь кузов, прямо с креплениями на новую платформу. При этом одна платформа была без двигателя, вторая с двигателем. О газовом баллоне вспомнили в последний момент и спешно начали искать, куда его пристроить.







Бирюков бывал в Карди и РАДе нечасто. Но все его визиты были запоминающимися: входил вальяжный барин с многочисленной свитой, доставал ноутбук, вдохновлённо показывал какие-то рисунки, проекты… Заканчивалось всё мелкими придирками, недовольством, даже истерикой. На своих подчинённых Бирюков орал матом, не сильно заботясь о сохранении имиджа и политесе.

Вот так и делались машины – в суете, во взаимных претензиях. Речь уже не шла об абсолютной оригинальности, выбирались варианты ускорения работы за счёт использования комплектующих от серийных автомобилей. Предлагалось даже купить битую Мазду 3 и взять с неё необходимую фурнитуру.





В итоге, купили Фокус.





От Фокуса, если помните, в Ё-мобиль пришло максимальное количество деталей:





Сроки постоянно сдвигались, Бирюков подписывал очередные допсоглашения по их коррекции:





«Тормозили» как в Москве, так и в Минске:





Ближе к осени работа превратилась в изматывающую гонку, во всяком случае, для Карди.

Появились и проблемы с оплатой. Со стороны Бирюкова это был дополнительный рычаг давления. Он мог себе это позволить – соглашения соглашениями, но основные финансовые потоки были неофициальными.

По разным оценкам, «ёшники» истратили на постройку трёх машин от 13 до 20 млн руб. Что, конечно, очень немного по меркам автоиндустрии. Не сказать, что зарплаты у ребят из РАДа и Карди были маленькие, но и работали они на износ, нервно. И всё-таки сделали эти машины.

Признаем: прототипы Ё-мобилей сделаны очень качественно. Ребята продемонстрировали очень высокий уровень профессионализма, на фоне которого заказчики выглядели наивными дилетантами. Да, организация работ не была идеальной, но тут первую скрипку играло непостоянство «ёшников». Уверен, что с таким подходом к разработке и с таким качеством подготовки ТЗ Яровит был бы послан подальше всеми уважаемыми дизайн-студиями – Bertone, ItalDesign… Или прайс-лист на работу был бы таким, что даже Прохоров удивился бы.

Давайте посмотрим небольшой фотосериал об этом. Оговорюсь: фотографии не мои, они попали ко мне из разных источников. В большинстве случаев авторы фотографий мне неизвестны.

Вот так строили фургон:



































А вот так – хэтчбек:









































А теперь – финал работы, доводка машин Карди до выставочной кондиции:

































Что сейчас представляет собой Ё-мобиль, можно узнать изучив официальный сайт, видеоролики и проговорки того же Трофимчука на форумах. Портрет машины, нарисованный в декабре 2011 года скорректирован довольно сильно, это произошло под влиянием индустриального партнёра «ёшников» - фирмы Magna. Австрийцы многому научили минчан. В частности, убедили отказаться от окраски пластика кузова в массе (он будет краситься классическим способом).

Было обещано, что осенью 2011 года 40 готовых машин пройдут серию краш-тестов. Этого, конечно, не случилось. Между тем, по правилам сертификации на испытания должны быть представлены образцы, сделанные на том же оборудовании и по той же технологии, что и серийные. То есть сначала нужно будет хотя бы в тестовом режиме запустить конвейер, и только потом начинать сертификацию! Можно прикинуть, сколько всё это займёт времени, особенно с учётом желания «ёшников» получить сразу европейский сертификат.

Tags:

(123 comments | Leave a comment)

Comments
 
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:vedmed1969
Date:April 15th, 2012 05:48 pm (UTC)
(Link)
не, в 2013 не успеют. Закончится выпуском на коленке партии китайских хетчбеков с наклейкой на них ё-шильдика :)
[User Picture]
From:ericks_son
Date:April 15th, 2012 08:05 pm (UTC)
(Link)
безосновательное заявление
[User Picture]
From:ivakhnenkoav
Date:April 15th, 2012 06:07 pm (UTC)
(Link)
хороший пост, только, как говорится, многа букаф... РЛД изначально представлялся утопией, а организация такого дела с нуля в России и того паче...

З.Ы. и еще смахивает на "заказуху"... сугубо имхо...
[User Picture]
From:rusautomobile
Date:April 15th, 2012 06:19 pm (UTC)
(Link)
И кто же, по вашему, мог мне это заказать? АвтоВАЗ?
[User Picture]
From:qxd
Date:April 15th, 2012 06:10 pm (UTC)
(Link)
не собираюсь судить о возможном успехе/неуспехе проекта, тк не владею вопросом, просто вспомнил, что когда рено строила логан, он должен был выйти в 5 тыс евро в розницу (тогда чтото около 6 тыс долларов). в итоге он в базе вышел чуть меньше 10 тысяч, а пристойная комплектация выходила дороже корейских одноклассников с идентичными характеристиками. Даже на родине (в румынии) цена на базу была чтото чуть более 6 тыс евро (смотрел цену на их румынском офиц сайте).
ничего, нашли свое место на рынке.
[User Picture]
From:lvenok999
Date:April 15th, 2012 07:44 pm (UTC)
(Link)
Вопрос есть: Ё-шники занимались там хитрой приборной доской и электроникой - типа все в одном компе... Кто и как этим занимался и чем дело закончилось?
[User Picture]
From:rusautomobile
Date:April 16th, 2012 07:18 am (UTC)
(Link)
Я про это писал в самом начале: http://www.3dnews.ru/auto/E-mobile-electronic-mechanics

С тех пор изменилось почти всё. Самое главное - они перешли на Андроид, а средством отображения, судя по всему, буде не встроенный дисплей, а обычный планшет.
[User Picture]
From:victogan
Date:April 15th, 2012 08:08 pm (UTC)
(Link)
Надеюсь не получится Эдсел.

А сколько машинка будет стоить?
[User Picture]
From:italjet
Date:April 15th, 2012 08:16 pm (UTC)
(Link)
Браво!
Блестящий образец настоящей журналистики.

И - приговор автожурналистике существующей. Ибо опубликовано в блоге а не скажем в авторевю...
[User Picture]
From:tvguide_khv
Date:April 16th, 2012 05:26 am (UTC)
(Link)
ну а кто там такое опубликует памятуя о том что даже у вялой пиар-поддержки машины будет весомый бюджет
[User Picture]
From:ericks_son
Date:April 15th, 2012 08:21 pm (UTC)
(Link)
Все будет, в 13, 14. Неважно. Бабла то немеряно вкачано.
[User Picture]
From:autocatalogue
Date:April 15th, 2012 09:55 pm (UTC)
(Link)
> Все будет, в 13, 14. Неважно.

"Это вряд ли" (с) тов. Сухов, к/ф "Белое солнце пустыни".

> Бабла то немеряно вкачано.

Более интересен другой вопрос - закачан ли в ё-мобиль хоть рубль государевых средств? Если да, то всё, что выложено выше, может быть лишь вялым началом более громкого скандала комментария к ё-делам г-на Бирюкова...

Ну а если там нет бюджетных средств - я всемерно одобряю и поддерживаю дела тов. Бирюкова :) пусть начинает ё-самолёты, ё-пароходы, ё-паровозы, ё-космические корабли... пусть дальше охмуряет разных олигархов на немеряную закачку бабла - хоть что-то удастся успеть сделать в стране в техническом плане, пусть и кривовато - но хоть что-то, это лучше чем ничего ;) и до тех пор пока бюджетные деньги не пойдут в эти ё-дела, всё что ни делается - "безумству храбрых надо петь песню" (с).

Резюме: всё, что rusautomobile рассказал выше, надо было бы попридержать до поры-времени... выстрел прозвучал чуток рановато! ;) как бы не спугнуть сенсацию покрупнее! :D

"А более ничего проклятым буржуинам я не скажу" (с) Аркадий Гайдар... до поры-времени не скажу :)
[User Picture]
From:kukurund
Date:April 15th, 2012 09:50 pm (UTC)
(Link)
киа пиканто получилась хорошо... кублук надо делать длиннее, куда он такой куцый нужен ума не приложу... пиццу только если возить - так её и на матизах неплохо возят...
[User Picture]
From:masjakinaelena
Date:April 16th, 2012 01:26 pm (UTC)
(Link)
Да, Матизы с развозкой пиццы отлично справляются. Маленькие, юркие, экономные. крепенькие. Доставка с небольшой себестоимостью получается и быстро привозят. Со всех сторон удобно.

Edited at 2012-04-16 01:27 pm (UTC)
[User Picture]
From:datigga
Date:April 16th, 2012 07:23 am (UTC)
(Link)
Спасибо за пост! Удивительно, что этот проект вообще жив. Жаль, что куча денег и сил вкачана в развитие изначально кривой концепции, на эти деньги можно было сделать хороший компакт на платформе прошлого поколения от кого-нибудь от лидеров автоиндустрии.
[User Picture]
From:ericks_son
Date:April 16th, 2012 11:48 am (UTC)
(Link)
Мыслите категориями: "Придите и володейте нами."
Это ж миссионеры. Там же концепция другая.
From:sstoyan
Date:April 16th, 2012 07:28 am (UTC)
(Link)
Превосходная статья, но увы - мало букаф! Ибо если не у себя в бложике, то где же ещё?

А месяц назад была серия публикаций Павла Иевлева по Ё-моё
http://www.cartimes.ru/columnist/ievlev
[User Picture]
From:alhramcov
Date:April 16th, 2012 08:44 am (UTC)
(Link)
Такое ощущение, как будто бы у кого то есть личная обида и он её наконец то выплеснул)))
ё-авто молодцы конечно, успехов им.
[User Picture]
From:ericks_son
Date:April 16th, 2012 11:49 am (UTC)
(Link)
Обида за то что до сих пор нет предсерийных моделей?)
From:sorgon_74
Date:April 16th, 2012 11:32 am (UTC)
(Link)
Да хороший материал. как я понял всё что есть это пластмассовые отливки из дизайн бюро. Типа тачка на прокачку. А что с движком? Про гибрид и ротор уже не заикаются?
[User Picture]
From:robertborsch
Date:April 16th, 2012 03:12 pm (UTC)
(Link)
> Было обещано, что осенью 2011 года 40 готовых машин пройдут серию краш-тестов. Этого, конечно, не случилось

да откуда? эти "суперпрофессионалы" даже не знают как и из чего они тормозную систему делать будут.. а ещё туда же! краштесты...
[User Picture]
From:autocatalogue
Date:April 16th, 2012 11:40 pm (UTC)
(Link)
> да откуда? эти "суперпрофессионалы" даже не знают как и из чего они тормозную систему делать будут.. а ещё туда же! краштесты...

Ну не надо, не надо наших кулибиных так низко опускать :) они - гении! поголовно!!! ;) Просто Прохоров мало вввввв-ввалил бабла, он же говорил что аж 13 млрд... не, не деревянных :) готов куда-то спустить если его выберут... он уже как-то на водородный автомобиль когда-то в 2006 г. вваливал бабки, видимо успешно :)))
Вы просто не понимаете что такое "ё." - это такой "боголаготворительный" ё.-мобиль, то бишь ё.-проект..., наши кулибиныбирюковы знают как осваивать все подаяния до цента ... :) и без всяких краш-тестов всё нормально получится, и без двигателя, КП, колёс, кузова, без прочих автокомпонентов всё покатится! И без мыламасла! А тормоза там ваще не нужны, в этом ё.-проекте :D завод же строится? - видео уже выложено в интернете, пиар однако ;)
[User Picture]
From:madname
Date:April 16th, 2012 04:31 pm (UTC)
(Link)
нельзя такие вещи писать, это уже не жур расследование а откровенный слив и пром шпионаж.
(Deleted comment)
From:tsumarev
Date:April 16th, 2012 05:50 pm (UTC)
(Link)
свинненок прохоров и ему подобные только шлюх в куршавели катать может на ворованные деньги.....
[User Picture]
From:rusautomobile
Date:April 16th, 2012 06:21 pm (UTC)
(Link)
Вы поосторожнее с выражениями. Не думаю, что то же самое Вы сможете сказать Прохорову лично.
Русский автомобиль Powered by LiveJournal.com