Русский Автомобиль (rusautomobile) wrote,
Русский Автомобиль
rusautomobile

Categories:

Про наше всё

Несколько дней тому назад Игорь Комаров заявил, что «дизель – наше (в смысле, ВАЗа – РА) будущее». Полностью реплика звучала так:

– По линейке двигателей у нас большие планы, к примеру, мы получили лицензию на H4 – новый двигатель альянса Renault–Nissan. По ней предполагаем производить до полумиллиона двигателей – и для предприятий альянса, и для себя. Когда реализуем эти планы, будем смотреть, куда двигаться дальше. Думаю, что дизель – это наше будущее.

Тотчас энтузиасты интернета разнесли благую весть: ВАЗ получил лицензию на французский дизель Н4 и скоро будет им комплектовать свои машины. В принципе, реплика Комарова достаточно мутна, чтобы её можно было понять и так. Но фокус в том, что Н4 – бензиновый двигатель, лицензию на который удалось выгрызти практически зубами. И вовсе не бесплатно, как сообщается, а вместо документации на устаревшие моторы К4 и К7, которые французы цинично впарили ВАЗу в разгар кризиса, воспользовавшись деньгами от господдержки.

Кстати, если Комаров считает, что дизель – наше будущее, то чего он лицензию на бензиновый мотор покупал?



Ладно, пусть дизель. Однако ещё пару месяцев назад речь о дизелизации ВАЗа не шла в принципе. Я об этом регулярно спрашиваю Шмелёва, на всяких брифингах и пресс-конференциях. Когда я осенью был в Тольятти, то долго, часа два-три разговаривал с Курдюком именно на темы моторов. И Главный конструктор ВАЗа был категоричен: дизелей нет даже в самом дальнем проекте. В этом несложно убедиться, посмотрев новую стратегию завода . Из какой же табакерки он вдруг выпрыгнул?

Думаю, дело в том, что наконец-то ВАЗовцы и французы определились с условиями и сроками продажи контрольного пакета ВАЗа Renault–Nissan, точнее, той доли, которой Альянсу не хватало до контрольного пакета. Ожидалось, что продажа осуществиться ещё в феврале прошлого года, потом слухи о том, что это случится «вот-вот, буквально на днях» приходили с ВАЗа еженедельно. И вот, наконец, всё, договорились на нынешний март. И тут возникает вопрос: чем это событие «грозит» ВАЗу, какими изменениями? Будут ли новые собственники выметать поганой метлой остатки советского духа или продолжат свою мягко-деликатную манеру «настойчиво советовать», как было до сих пор?

Видимо, Комаров уже знает ответы на многие подобные вопросы, в том числе и из области технической политики. Иначе откуда взялся этот дизель, который ВАЗу действительно не очень и нужен, особенно на легковушках? Он и на Нивах-то не очень нужен, ибо спрос на такие машины – увы! – будет небольшим, дизель сразу сделает Нивы дороже на 2-3 тысячи долларов. А в этом сегменте это решающий аргумент при выборе.

А вот если предположить, что французы замыслили делать на ВАЗе, аки в Румынии, свои простонародные кроссоверы (от Дастера до Колеоса), то дизель им очень даже не помешает. Вот оно, будущее ВАЗа?

Спокойно! Это не самое плохое будущее!

Вы заметили, что у ВАЗа со стратегическим планированием творится какой-то лютый пиздец? Только завод объявит о долгосрочных планах – как разразится кризис 2008 года. В 2010-ом, после полутора лет мучений, BCG таки рождает план до 2020 года, от которого спустя год остаются лишь жалкие ошмётки. Что поделать, ситуация меняется, вот ИжАвто прикупили… Минувшей осенью появился новый вариант стратегии, но в него, как выяснилось, не успели вписать планы по Усть-Каменогорску. И, конечно, все исходили из того, что французы, выкупив контроль над заводом, продолжат свою политику мягкого полувмешательства.
Полагаю, что стратегию ВАЗу придётся переписывать опять. Потому что, по ряду прямых и косвенных признаков, французы собираются вмешаться в работу ВАЗа сразу и сильно. Комаровский дизель – это только нечаянная проговорка человека, у которого впервые с момента захода на престол появилась неуверенность. Да что там: Комаров точно знает, что он перестаёт быть Хозяином, становясь просто топ-менеджером. Это, конечно, если его вообще оставят на этой должности (я думаю, что оставят, на первых порах-то точно). Смотрите, на каком уровне сейчас существует Комаров: Артяков, Путин, «Единая Россия»… Он подотчётен очень узкому кругу лиц, совет директоров поддерживает почти любые его решения. Теперь меняется собственник. Точнее, собственник появляется – до этого им было абстрактное «государство» и условно-частный акционер в лице Тройки. (Условно-частный – это потому, что сама Тройка уже почти государственная, не говоря уже про Сбербанк, Ростехнологии и прочих держателей пакетов акций). Появляется, значит, собственник, компетенция которого в автопроизводстве и бизнесе на порядки выше комаровской. Тут не забалуешь, волюнтаристски не погусаришь. Тут каждому нечаянному жесту придётся искать обоснования с точки зрения бизнеса. А Комаров привык к свободе. Может, он и сам не захочет «ложиться под хозяина»?

Тут мы подошли к главному – кадровому вопросу. С техникой и модельным рядом более-менее понятно: Альянс будет тупо зарабатывать деньги, передавая в Тольятти свои разработки, старые и новые, испытанные на рынках и гарантированно прибыльные. А вот кто останется воплощать франко-японские интересы? У ВАЗовцев, между прочим, собственная гордость. Они вкусили такой свободы и обласканности, они так долго были флагманом национального автостроения и «нашим всем», что теперь им чрезвычайно трудно будет развернуться на стовосемьдесят, перестать витать в эмпиреях, собирать откаты и разрабатывать никому не нужные концепты. Им трудно будет начать просто «колотить бабло». Практически невозможно. Не та психология. К другому привыкли.

Значит, многие уйдут, прежде всего из НТЦ . А кого-то уберут сами хозяева. Несмотря, как говорится и невзирая: сейчас и Шмелёв, и Курдюк с французами в прекрасных отношениях. Я не говорю, что вот именно их и уберут, нет. Я просто этого деликатно не исключаю.

Понимают ли французы неоднозначность русской души? Безусловно. Могут ли эффективно спрогнозировать последствия резких кадровых перестановок? Конечно. Поэтому резкости они постараются избежать. Кому надо, предложат хорошие «парашюты», кто-то сам уйдёт. Мне даже любопытно, какую кадровую тактику они изберут и будут ли продолжать играть в дипломатию: «вы, русские, лучше нас знаете свой рынок, вы делаете хорошие машины, просто вам нужно чуть-чуть помочь».

…Но жалко, всё-таки, заканчивается эпоха.
Tags: АвтоВАЗ
Subscribe

  • China Machinery Fair 2017

    Заехал сегодня в Экспоцентр на выставку China Machinery Fair 2017. Реклама обещала "150 машиностроительных компаний из Китая". По…

  • Комтранс 2017: репортаж до открытия

    Дальше будет невообразимое количество фотографий без подписей, просто набор картинок. Это потому, что Яндекс.Фотки – чудовищно неудобный…

  • Московский Автосалон 2016

    Всего два зала в третьем павильоне Крокуса. ВАЗ привёз шесть концептов, но сегодня их успели накрыть покрывалами. Под тряпочками Веста…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments

  • China Machinery Fair 2017

    Заехал сегодня в Экспоцентр на выставку China Machinery Fair 2017. Реклама обещала "150 машиностроительных компаний из Китая". По…

  • Комтранс 2017: репортаж до открытия

    Дальше будет невообразимое количество фотографий без подписей, просто набор картинок. Это потому, что Яндекс.Фотки – чудовищно неудобный…

  • Московский Автосалон 2016

    Всего два зала в третьем павильоне Крокуса. ВАЗ привёз шесть концептов, но сегодня их успели накрыть покрывалами. Под тряпочками Веста…