Русский Автомобиль (rusautomobile) wrote,
Русский Автомобиль
rusautomobile

Categories:

Демидовцев

Сегодня днём скончался бывший главный дизайнер ВАЗа Марк Васильевич Демидовцев.



Марк Васильевич был абсолютным авторитетом для многих ВАЗовцев, историей во плоти. Но не бронзовоподобной, коим стал, допустим, Поляков, а той, что находится от тебя на расстоянии протянутой руки. Ему было 82, а он всё ходил на работу.

Я, узнав об этом, не поверил: на работу ходит? Да, сказали мне ВАЗовцы, у него кабинет свой, он там чуть-что не живёт, картошку даже жарит, так, что запах на весь НТЦ! Работал Марк Васильевич помощником вице-приезидента ВАЗа по техническому развитию, но это так, номинально. Фактически у него была другая должность: человек-легенда.

Он делал какие-то архитектурные проекты, спроектировал потрясающее здание для автомобильного музея ВАЗа, которое, даст Бог, будет когда-нибудь построено, за руку здоровался с Патриархом: церковка перед зданием дизайн-центра - тоже его проект.



Под его началом разрабатывался дизайн всех самостоятельных моделей ВАза, от Нивы до Калины. И уже на проекте Калина Марка Васильевича сменил Лобанов, нарисовавший эту машину.

Я как-то выкладывал здесь цикл статей по истории ВАЗовских электромобилей, там были и фотографии Демидовцева. Это направление он вёл с особенным энтузиазмом, благо, в компоновке электрокаров для дизайнера много больше свободы. Помните, в связи с электромобилями я упоминал другого ВАЗовского конструктора и дизайнера Михаила Маркиева? Сегодня он мне написал по поводу смерти Демидовцева: "Мы обязаны ему своим творческим ростом, бесценным опытом, становлением профессиии дизайнера". Думаю, это не пустая декларация скорби, не дежурные комплименты ушедшему. Это действительно так.

Демидовцев не принял революции не очень понял, что произошло, когда французы купили блокпакет завода и прислали в Тольятти своего дизайнера - Энтони Грейда. Кажется, он искренне считал это временным явлением, дескать, поживём немного - и прогоним этих непутёвых французов.

Немногоие знают, что Демидовцев начинал карьеру на Павловском автобусном заводе, где сделал самый эффектный советский концепт-автобус ПАЗ-Турист. Автобус, увешанный международными премиями и вошедший во все учебники по автобусному дизайну. Но, увы, так и не запущенный в производство.

127.87 КБ

Марка Васильевича не обожествляли. Скажу больше: к нему многие относились весьма прохладно. И когда он ушёл на пенсию и занялся архитектурными проектами, вздохнули: наконец-то. Действительно, он провёл в главных дизайнерах четверть века, это много даже для гения. Но всё равно, дизайнеры считают его своим учителем и покровителем. И те, с кем он не сработался, и те, кто мог бы занять его место, но не занял - Ярцев, Сёмушкин, Патрушев, Рузанов...

Мне более всего жаль, что мы не успели подробно поговорить про электромобили конца семидесятых, про самое интересное время в истории ВАЗа. Всё как-то откладывалось, всё не находилось других причин доехать до Тольятти. Теперь, если и доеду, пробела не восполнить.
Tags: АвтоВАЗ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal