Русский Автомобиль (rusautomobile) wrote,
Русский Автомобиль
rusautomobile

Categories:

Русбелавто на фоне проблем в Белоруссии

Когда я написал про то, что АвтоВАЗ безо всякой видимой причины и явно без необходимости начал погашать долги перед Ростехнологиями, на одном из экономических форумов меня подвергли остракизму: дескать, видеть в этом лишь способ перекладывания денег из бюджетного кармана в частный слишком поверхностно и недальновидно. Ладно, допустим.

Теперь смотрим на Белоруссию. Там уже люди дерутся в очередях за валютой, появились проблемы с продуктами питания, задерживают зарплаты в госсекторе. Конечно, Батька – не ахти какой экономист, университетов не заканчивал. Но сам ли он довёл страну до ручки? Может быть, в самый важный момент, когда Белоруссия со всей её политикой и экономикой балансировала на лезвии ножа (аккурат в момент недавних президентских выборов), таки была «помощь» извне? Понимаю, что такое допущение – это уровень газеты «Завтра», но всё же…

Не буду долго рассказывать, на чём зижделась экономика Белоруссии – степень её зависимости от России всем известна. Но зависимость эта, в основном, энергетическая, не финансовая. Совокупные активы, которыми владеют в Белоруссии российские инвесторы, не оказывают заметного влияния на ВВП и показатели занятости. Это потому, что до сих пор в Белоруссии не было масштабной приватизации и все ключевые, сисемообразующие активы остаются полностью или почти полностью государственными.

Одной из важнейших отраслей экономики страны является машиностроение, тоже, разумеется, принадлежащее государству. Это не только стагнирующий МАЗ, но и МЗКТ, и БелАЗ и Белкоммунмаш, и, самое главное, МТЗ. Сами эти заводы тоже не миллиарды генерируют, но они находятся в центре огромного экономическо-производственного кластера, в интересах которого работают предприятия электротехники, станко – и приборостроения, инструментального и сельхозоборудования. Если принято считать, что в автопроме России задействовано 3,6 млн человек, что составляет 1/40 населения, то в Белоруссии в машиностроении задействовано почти шестая часть населения (оценки есть разные, я привожу усреднённую). Это уже ресурс не столько экономический, сколько социально-политический. Отдав эти предприятия в частные руки, Лукашенко отдаст им рычаги влияния на самого себя. А если эти частные руки окажутся иностранными, чего боле всего боится Лясанр Рыгорыч, то видимость независимости Белоруссии растворится в одночасье. Равно как и устойчивость его собственного кресла, сколько бы процентов ему не нарисовали на выборах.

Теперь вспомним, что Россия (сама или в лице её конкретных представителей) с переменным энтузиазмом борется за контроль над белорусской экономикой. Но у Лукашенко хватало мужества противостоять этим попыткам. Даже в случае с Белтрансгазом он не уступил контрольный пакет. Но Москва продолжала дотировать его экономику скидками на энергоносители: тут работали и «трубопроводные» резоны, и военные. Однако после выборов Батька совсем слетел с катушек и нарвался на нефтяную войну с Россией и санкции Запада. Это стало отличным поводом для дожатия Белоруссии со стороны России, и на сцену выходит Чемезов, весь в белом, и провозглашает идею слияния МАЗа и КамАЗа. Убеждён, что это только вброс, попытка провентилировать ситуацию и посмотреть реакцию представителей Белоруссии на требование расстаться не с малой долей участия, но, как минимум, с контрольным пакетом. Если с МАЗом договорятся на российских условиях, то вслед пойдут и другие предприятия машиностроения. Часть из них, работающая в автомобильной отрасли, вольётся в структуру Росбелавто, часть отойдёт просто Ростехнологиям или другой подобной структуре. Кстати, не МАЗ является самой «вкусной» частью машиностроительных активов Белоруссии, а МТЗ в связке с ММЗ. ММЗ вообще может для Русбелавто стать заменой ярославскому моторному. Потренировавшись на МАЗе, Россия пустит в ход свои самые неотразимые аргументы.

Именно сейчас для всего этого момент наиболее благоприятный. Консолидация активов для России важна именно в преддверии вступления в ВТО – после этого экономический рисунок изменится не в пользу Чемезова с его полумонопольным владением российским автопромом. Легковой сегмент, хочешь не хочешь, а придётся уступить иностранцам, а вот в грузовом можно будет побороться за сохранение влияния. К тому же в этом сегменте значительная часть предприятий – двойного назначения, выполняющих гособоронозаказ. А это, как известно, одна из самых прямых возможностей пилить бюджет перекладывать деньги из госкармана в частные.

Возвращаемся к началу. Белорусские активы будут приобретены с включением государственного ресурса РФ и, скорее всего, на кредиты госбанков. Путём нехитрых и вполне открытых действий всё это со временем станет частью конкретных российских ОАО и ЗАО. И впоследствии монетизируется путём продажи «стратегическим зарубежным инвесторам». Как бонус – усиление политического влияния на нашего сукина сына и страховка от проблем с доставкой нефти и газа в Европу.

По моему, очень красивая схема.
Tags: Сюжеты
Subscribe

  • Nissan X-Trail на ЗиЛе

    Теперь это уже исторические фотографии. Лето 2015 года, новый на тот момент Nissan X-Trail. Дай, думаю, поснимаю его на ЗиЛе! Тогда завод сносили…

  • ГАЗель с подушками

    Когда я вчера делал заметку про ГАЗель с подушками безопасности (…

  • Пляски вокруг СПИКа

    Есть подозрение, что СПИК Автотору на хер не упёрся. Он больше нужен Минпромторгу и - шире - государству, так как льготы по СПИК могут быть меньше…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

  • Nissan X-Trail на ЗиЛе

    Теперь это уже исторические фотографии. Лето 2015 года, новый на тот момент Nissan X-Trail. Дай, думаю, поснимаю его на ЗиЛе! Тогда завод сносили…

  • ГАЗель с подушками

    Когда я вчера делал заметку про ГАЗель с подушками безопасности (…

  • Пляски вокруг СПИКа

    Есть подозрение, что СПИК Автотору на хер не упёрся. Он больше нужен Минпромторгу и - шире - государству, так как льготы по СПИК могут быть меньше…