Русский Автомобиль (rusautomobile) wrote,
Русский Автомобиль
rusautomobile

Categories:

Размышления на тему Росбелавто

Есть предположение, что холдинг «Росбелавто» - это гораздо более серьёзный проект «Ростехнологий» и лично Чемезова. Более серьёзный, чем его подают в СМИ. И делается он по образу и подобию ВАЗовского.

Помните, как только РЕНО купила блокпакет ВАЗа, в конце 2008 года, начались заявления о том, что новообразованный альянс интересуется другими заводами на предмет их приобретения. Прежде всего ИжАвто и Автотором. Но в этом списке называлась даже Азия-Авто из Усть-Каменогорска!

В войне за ИжАвто ВАЗ вышел победителем с другими претендентами (с помощью административного ресурса, разумеется – предложения корейцев были более выгодными с точки зрения бизнеса как такового), а самостоятельность Автотора Щербакову удалось отстоять. Казахстанский актив отвалился ввиду его никчёмности. Потом, если помните, пошли слухи о возможной покупке французами SsangYong и, соответственно, интересе к приморскому «Дальзаводу», построенному Соллерсом. То есть, был период слияний и поглощений, как основы рыночной экспансии альянса ВАЗ-Рено. И все эти поглощения и слияния нужны были только в борьбе за долю рынка, никаким экономическим здравомыслием там не пахло. Дескать, потом уже положение на рынке, близкое к монопольному, приведёт к суперприбыли, а сейчас надо потерпеть и смириться с необходимостью больших вложений.

Этот период для ВАЗа, Рено, Ростехнологий и вынужденно симпатизирующего им Сбербанка отнюдь не закончился. Он перешёл в область компонентных производств. Создание ОАТ, выкуп у Качмазова ряда предприятий, СП с Пирелли, создание в Тольятти технопарка по производству компонентов… На этом поле сейчас и пойдёт дальнейшая борьба: мало собрать под одной эгидой автосборочные площадки, их нужно обеспечить компонентами в соответствии с последними требованиями к промсборке. А это рычаг воздействия на рынок не менее мощный, но существенно более гибкий, чем простое «отжатие» автозаводов друг у друга.

Так вот, Росбелавто. Альянс МАЗа и КАМАЗА-Даймлера/Фусо/Мерседеса – это процентов 80 всего грузового рынка от 6-8 тонн до бесконечности. Ни калужская площадка Рено-Вольво, ни тем более маргиналы типа КрАЗа или Урала как конкуренты не рассматриваются. Реально есть только один большой и ёмкий сегмент, где Росбелавто не будет представлен (или почти не будет, ведь нельзя же считать серьёзным проектом минско-китайскую Мазель!) – малотоннажники. На этом поле ГАЗу пока равных нет, был Фиат Дукато, да весь вышел, теперь вместо него будут посредством Христенко внедрять Форд Транзит. Но до этого ещё нужно дотерпеть, перевести производство Транзитов в Елабугу не так уж просто. И тут кто-то вспоминает, что в России существует гигантский и никому на фиг не нужный холдинг из московского ЗиЛа и нескольких региональных заводов-сателлитов. Холдинг, главной специализацией которого всю жизнь были среднетоннажные машины. А в последнее время ещё и малотоннажники. Это то, чего Росбелавто не хватает концептуально!

Сейчас идёт торг с Лукашенко за контрольный пакет МАЗа и, скорее всего, они доторгуются: у батьки ситуация в экономике аховая, ему и деньги нужны, и у власти хочется остаться (для него это вопрос физического выживания), он будет последними зубами цепляться за своё кресло. Так что долго выпендриваться он не станет: пересмотрят цены на энергоносители из России, «зайчик» рухнет – сам прибежит. Нужно только, чтобы воздействие на Лукашенко шло на самом высоком уровне. Пока, насколько я понимаю, тяжёлая артиллерия не подключена и Лясанр Рыгорыч по-инерции куражится «продам - не продам».

Если продаст, то это будет посильнее Гёте в смысле воздействия на рынок. Иностранцам останутся только ниши магистральных тягачей (тут СП Мерседес-КАМАЗ чисто физически не сможет удовлетворить спрос) и полутора-двухтонники. Даже в сегменте автобусов этот альянс станет заметной величиной, если вспомнить НефАЗ и автобусное отделение МАЗа. И знаете, что способно сделать этот холдинг законченным произведением маркетингового искусства? Включение туда ЗиЛа (машины до 6 тонн) и ТМЗ (сборка автобусов). Именно эти заводы упоминал Собянин в позавчерашней речи! Тушинский машиностроительный вообще банкрот, НПО Молния давно не размещает там финансовоёмких заказов, а автопроизводство , кажется, довели до ручки обычным воровством. Сейчас планета Плюк копейки стоит – 53 чатла эти заводы почти ничего не стоят, там до фига обременений и долгов. С таким наследством может справиться только очень сильная структура, не имеющая недостатка ни в деньгах, ни в административном ресурсе. И контролируемая государством – ТМЗ нельзя передать первому попавшемуся проходимцу просто ввиду того, что это предприятие оборонно-космической отрасли. Именно такой структурой являются Ростехнологии. Я уже писал про то, что региональные площадки ЗиЛа едва ли не большую ценность представляют, чем московская. Но не сами по себе, а включёнными в единый компонентный контекст. В этом смысле интерес Чемезова к ЗиЛу просто предопределён. Чего, кстати, не скажешь о московском заводе. Но и тут возможны варианты сохранения производства и налаживания сборки малотоннажников.

И знаете, что будет самым логичным шагом со стороны Ростехнологий, если холдинг Русбелавто будет создан? «Отжатие» у Дерипаски Ярославского моторного. С ним концепция госмонополии на российский автопром приобретает абсолютно законченный характер.
Tags: Сюжеты
Subscribe

  • China Machinery Fair 2017

    Заехал сегодня в Экспоцентр на выставку China Machinery Fair 2017. Реклама обещала "150 машиностроительных компаний из Китая". По…

  • Комтранс 2017: репортаж до открытия

    Дальше будет невообразимое количество фотографий без подписей, просто набор картинок. Это потому, что Яндекс.Фотки – чудовищно неудобный…

  • Московский Автосалон 2016

    Всего два зала в третьем павильоне Крокуса. ВАЗ привёз шесть концептов, но сегодня их успели накрыть покрывалами. Под тряпочками Веста…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • China Machinery Fair 2017

    Заехал сегодня в Экспоцентр на выставку China Machinery Fair 2017. Реклама обещала "150 машиностроительных компаний из Китая". По…

  • Комтранс 2017: репортаж до открытия

    Дальше будет невообразимое количество фотографий без подписей, просто набор картинок. Это потому, что Яндекс.Фотки – чудовищно неудобный…

  • Московский Автосалон 2016

    Всего два зала в третьем павильоне Крокуса. ВАЗ привёз шесть концептов, но сегодня их успели накрыть покрывалами. Под тряпочками Веста…