?

Log in

No account? Create an account
Ереванский автомобильный завод - Русский Автомобиль
December 30th, 2010
02:59 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Ереванский автомобильный завод


Как известно, ЕрАЗ долгое время, с середины 60-х годов, выпускал только одну модель – фургон ЕрАЗ-762, суть РАФ 977. Но в начале 70-х в Ереване начали потихоньку разрабатывать свою машину, которая спустя несколько лет назовётся ЕрАЗ-3730. Первые образцы 3730 были готовы ещё в конце 70-х, но серийное производство наладить толком так и не удалось. Примерно с 1992 года завод выпускал эти фургончики в незначительных количествах, не оставляя надежду развернуть массовый выпуск. Но постоянно что-то мешало – война, нехватка энергии, нехватка денег на модернизацию конвейера…

Когда весной 1997 года я приехал на ЕрАЗ, директорствовал там солидный армянский мужчина – Гамлет Степанович Арутюнян.



Он считал себя третьим человеком в республике – после президента и председателя местного КГБ. Не исключено, что так оно и было – влиятельность Гамлета Степановича была вполне заметна. Правда тогда, в марте 1997-го, продемонстрировать её в полной мере было негде – нищая Армения просто пыталась выжить, не очень думая о производстве автомобилей.





Новые ЕрАЗики, кстати, я видел на улицах Еревана. Не сказать, чтоб в изобилии, но их было довольно много, я не ожидал. В Москве эту машину я не видел ни разу. Говорили, что на 3730 неплохой спрос у местных транспортников, вроде как один ЕрАЗик заменяет шесть Волг по вместимости и эффективности. Не знаю уж, насколько корректно такое сравнение, но ЕрАЗиков-маршруток в Армении было достаточно.
А вот завод не работал. По простой причине – не было отопления. Технологический процесс требует проточной воды, а она попросту замёрзла. Поэтому несколько лет кряду ЕрАЗ зимой «засыпал» и «оттаивал» только по весне. Когда я приехал, на заводе было всего несколько человек – директор, его водитель, главный конструктор, коммерческий директор и, возможно, кто-то ещё. Рабочих почти не было, цеха пустовали, даже свет не зажигался. Везде было очень холодно.
Вот главный конструктор, имени которого я за давностью лет не помню:



Мы прошлись по пустующему предприятию, заглянули в цех мелкосерийной сборки. По сути – большой гараж, где несколько человек, вручную и с неохотой, делали очередной ЕрАЗик. Казалось, работа эта будет вечной, темп изготовления был таков, что им важен скорее процесс, чем результат. Показали броневик, сделанный на шасси 762-го, он стоял в глубине гаража, заставленный другими машинами, к нему даже толком подойти нельзя было. Типа, сделали по заказу одного местного бизнесмена, а у него то ли деньги кончились, то ли ещё что случилось… Короче, застрял броневик на заводе, невыкупленный. Ещё увидел, как делали пикап на старом шасси - видимо, оставался на заводе запас комплектующих и надо было их куда-то девать. Но делали эту машину так же, в час по чайной ложке.









Поснимал немного машину:







А потом мы поехали кататься на ЕрАЗике по Еревану. Была на заводе машина, выполняющая представительские функции и отделанная с армянскими представлениями о красоте: шторки и столик в салоне, ажурный багажник на крыше, диски, выкрашенные в белый цвет, полосатая раскраска кузова. И, главное: прямо на «торпеде» красовалась эмблема «Кадиллака», а на ступице руля – эмблема BMW. Сиденья спереди, если не ошибаюсь, тоже были «бмвэшные».






Я немного проехался за рулём, но, не зная города, уступил место заводскому водителю. Гамлет Степанович, конечно, ездил с нами и тараторил без умолку. Его тогда занимала одна проблема – какую машину себе купить. Кто-то предложил ему подержанную Ауди-100 и ему её очень хотелось. Но традиционно весь директорат ездил на «Волгах» - потому что с ГАЗом у ЕрАЗа были крепкие связи, агрегатная база-то общая. Гамлет Степанович лично знал Пугина. Он говорил, что они знают «Волгу» лучше, чем сами ГАЗовцы и могут из серийной машины-«какашки» сделать «конфетку». Заменить аммортизаторы и рессоры, изменить задний редуктор… Я не помню всех усовершенствований, помню только, что тогдашняя директорская чёрная «Волга» 31029 действительно ездила отменно. И вот Гамлета Степановича ломало – и Ауди хочется, а в Нижнем начали делать новую «Волгу» - 3110. И её тоже хочется. И он всё приставал с вопросом: ну скажи, скажи, что лучше, а?
Тогда же мне рассказали про два проекта – собирать в Ереване Москвичи-пикапы и ГАЗели. По первому пункту вроде как все договорённости были на мази, благо директорствовал на АЗЛК уже Асатрян, старый корефан Арутюняна. Неплохая, кстати, идея: в Москве пикапы и спросом бы не пользовались, и наладить производство их было непросто. А Армения для таких машин – очень ёмкий рынок. И про ГАЗели тоже якобы уже договорились с Пугиным. «Только ты не рассказывай никому пока, ладно? Рано ещё».
А потом мы поехали на Севан. Это я напросился, хотел посмотреть это культовое озеро. Приехали, побродили по некогда курортной, а ныне совершенно пустынной зоне, посмотрели памятник героине армянского эпоса – девушке, ждущей на берегу своего возлюбленного.



С армянским размахом сняли целый зал в одном из местных ресторанчиков, который, казалось, всю зиму не видел посетителей. Принесли хека, только что выловленного из Севана. Выпили, причём крепко так, по мужски. Нас пятеро было, вместе с водителем – всё руководство завода и я, раздолбай. Вот эта недолгая прогулка по берегу Севана и ужин в безлюдном ресторане мне почему-то запомнились больше, чем завод.





История ЕрАЗа закончилась примерно тогда же. Конвейер по сборке 3730 они так и не запустили, кредитов набрали, а отдавать нечем, руками много ЕрАЗиков не соберёшь, даже летом. В 2002 году завод обанкротили и куда делся Гамлет Степанович – я не знаю.
Помню только, что примерно через полгода от той поездки у меня на автоответчик записалось несколько посланий. Подряд. Голос с характерным армянским прононсом говорил: «Серожа, это Гамлет. Я в Москве». Потом опять: «Серожа, это Гамлет. Я в Москве». И так много раз. Ни номера телефона, ни места, где он остановился, Гамлет Степанович назвать не догадался.

PS: приятель прислал ссылку: http://lat.lawmix.ru/pprf/6286

Tags:

(55 comments | Leave a comment)

Comments
 
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]
From:vedmed1969
Date:December 30th, 2010 12:05 pm (UTC)
(Link)
что-то у главного конструктора лицо нифига не армянское :)
[User Picture]
From:her_shadow
Date:December 31st, 2010 12:06 pm (UTC)
(Link)
Вполне армянкое, только интеллигентное.
From:richardkhanzen
Date:December 30th, 2010 01:29 pm (UTC)
(Link)
Именно это фото броневика помню в каталоге Третий рим за 1999 год. Работали там?
[User Picture]
From:rusautomobile
Date:December 30th, 2010 01:33 pm (UTC)
(Link)
Нет, я про это ничего не знаю. Видимо, сканировали из "автоклубовской" публикации.
From:richardkhanzen
Date:December 30th, 2010 01:32 pm (UTC)
(Link)
да, забыл сказать, что эти Еразы довольно симпатичные - напоминают старые американские почтовые фургоны
[User Picture]
From:alex_semi
Date:January 6th, 2011 04:34 am (UTC)
(Link)
Машина для мороженного - точно он.
[User Picture]
From:alex_semi
Date:January 6th, 2011 04:28 am (UTC)
(Link)
Какой кайф, эта история лучшее, что я прочитал в ЖЖ за все время.
From:dobryi_chelovek
Date:January 6th, 2011 04:48 am (UTC)

броневики какие то

(Link)
странные машины. Больше на броневики похожи
[User Picture]
From:v_chumakov
Date:January 6th, 2011 05:13 am (UTC)

Машина ужасная

(Link)
В нашей фирме был еразик в 90-х слышал только маты от водителя.
[User Picture]
From:denissoff
Date:January 6th, 2011 08:34 am (UTC)

Re: Машина ужасная

(Link)
Рассказывали, что на ЕрАЗы обычно сажали провиниышихся водил за пьяные прогулы...
[User Picture]
From:ol_lu
Date:January 6th, 2011 05:41 am (UTC)
(Link)
полёт дизайнерской мысли ;)
[User Picture]
From:k174ps1
Date:January 6th, 2011 06:25 am (UTC)
(Link)
На последней фотографии крайний слева - не актер Евгений Ганелин, нет ?
http://www.mirserialov.ru/sites/default/files/29_0.jpg
[User Picture]
From:rusautomobile
Date:January 6th, 2011 02:04 pm (UTC)
(Link)
Нет.
[User Picture]
From:technomman
Date:January 6th, 2011 06:39 am (UTC)
(Link)
Грустная история.
[User Picture]
From:ildar_peshehod
Date:January 6th, 2011 09:00 am (UTC)
(Link)
Наоборот весёлая. Было бы грустно, если бы завод тянули правдами и неправдами, создавая заградительные пошлины, программы утилизации, безвозмездные кредиты и т.п. ради автомобиля, который уже тогда стал устаревшим
[User Picture]
From:wefik2
Date:January 6th, 2011 06:50 am (UTC)
(Link)
Такой завод развалили!
From:talkerbear
Date:January 6th, 2011 06:54 am (UTC)
(Link)
Кто знает, сейчас в Армении как жизнь?
[User Picture]
From:iza1976
Date:January 6th, 2011 09:11 am (UTC)
(Link)
Нормально. После глобального кризиса потихоньку идет восстановление.
[User Picture]
From:alex_gurenko
Date:January 6th, 2011 06:58 am (UTC)

Сережа я все еще в Москве

(Link)
Чисто ради интереса к судьбе товарища

13 сентября 2005 года N 1074
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ПРИЕМЕ В ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Удовлетворить заявления о приеме в гражданство Российской Федерации следующих лиц:
1. Арутюнян Гамлет Степанович, родившийся в 1946 году в Азербайджане, проживающий в Московской области.
2. Арутюнян Степан Гамлетович, родившийся в 1980 году в Армении, проживающий в Московской области.
From:receptk
Date:January 6th, 2011 06:58 am (UTC)
(Link)
Жаль, сколько людей тогда остались на улице.
[User Picture]
From:ildar_peshehod
Date:January 6th, 2011 09:02 am (UTC)
(Link)
Аха. Судя по фото, целых четыре!
[User Picture]
From:alexx72
Date:January 6th, 2011 07:08 am (UTC)
(Link)
интересный рассказ, спасибо! а у нас во дворе я летом видел старый еразик микроавтобус с мордой как у этого http://ljplus.ru/img4/a/u/autohimik/img130.jpg после хорошего ремонта)))помнится при СССР таких по городу немало каталось....
[User Picture]
From:varionych62
Date:January 6th, 2011 08:21 am (UTC)
(Link)
Сразу вспомнились сообщения в газетах того времени.Ностальгия!
Русский автомобиль Powered by LiveJournal.com